Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: “Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет”. У Некрасова: “Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди.”, “Равнина в алмазах блестит.”
Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует
Радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.
Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.
Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.
Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем – и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.
Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:
– Придет-то весна красная,
– Запоют-то в лесу пташечки
– Загорюем-то мы, сироточки,
– Без родного-то батюшки!
Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:
– Вытечет, вытечет за ночь
– Вся наша матушка-рожь.
– Где же ты, Прокл Севастьяныч?
– Что пособлять не идешь?.
Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и “чистых” размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.
Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания – его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца – Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).
И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала “темный лес”, “серый волчище”, выходящий из лесу: “Чью он овцу унесет?”, “черная туча” над деревней, “стрела громовая”: “В чей она дом угодит?” Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:
– Вести недобрые ходят в народе,
– Париям недолго гулять на свободе,
– Скоро-рекрутский набор!
- После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси...
- Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и после-реформенной России,...
- В период “мрачного семилетия” Некрасов почти не писал стихов. Много времени занимала работа в журнале: “Современник” надо было во что бы то ни стало спасать. Цензура вычеркивала много подготовленных материалов;...
- В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне...
- Русский поэт Н. А. Некрасов всегда был не только настоящим гражданином своей страны, но и сыном своего народа. Он прекрасно знал все беды, проблемы и горести простых людей, их нужду...
- Всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку”...
- Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение...
- Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. “Губернаторша” рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и...
- Новым словом в некрасовской поэзии стала его поэма “Коробейники” (1861 г.). Главным достоинством поэмы оказалась народность, очень многосторонне раскрывшаяся. Ею определяется уже необычность посвящения “другу-приятелю”, костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову....
- Некрасов внес большой вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов XIX в.- “Современника” и “Отечественных записок”. Нужно было обладать незаурядным мужеством, блестящими...
- Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин, певец народной жизни. В стихотворении “Элегия” мы читаем: Я лиру посвятил народу...
- Ф. М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и Была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы...
- Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве. Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо”, начатая в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, писалась в течении нескольких лет, вплоть до тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, хотя она так и осталась...
- Ермил Гирин-еще один претендент на звание счастливого человека. Его любят в народе, его уважает помещик. Он не обладает высоким чином или несметным богатством, все, чем выделяется Ермил-это честность и благородство....
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся... “Величавая славянка” – образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ...
- Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме “Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на...
Казалось бы, что в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов рассказывает нам только про бытность и обычаи крестьянской жизни, отдельно раскрывая героизм и качества женской доли. Но, если рассмотреть глубже, то видно, что особый колорит и насыщенность произведению дает именно описание природы, применение метафор и аллегорий.
Поэма состоит из двух частей. Первая ее часть посвящена смерти крестьянина, здесь мало описаний природы, но и то, что есть, дает определенный акцент на происходящее. Слезы скорбящей вдовы, Некрасов сравнивает с дождем, зарядившим надолго и с колосом, который «беззвучно роняет созревшие зерна свои». Тем самым отождествляя крестьянку и природу.
В момент, когда отец копает могилу Проклу , природа приобретает скорбный вид, она грустит вместе с крестьянином:
«Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...»
Так же и в день похорон, природа приобретает печальный образ, и конь стоит понуро. Кажется все настроено на один лад, одно настроение с родственниками умершего крестьянина:
«Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно,
Невесело солнце всходило»
Вторая часть поэмы пестрит описаниями природы, пейзажами, которые плотно пересекаются с настроениями главной героини Дарьи : «о корень древесный запнувшийся полоз стучит, и визжит, и за сердце скребет», «деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой», «тишина гробовая».
Природа приобретает безразличное отношение к горю крестьянки, как бы дает ей возможность выговориться и излить душу: «и лес безучастно внимал», «и солнце, кругло и бездушно», «глядело с небес равнодушно».
Но тут же, как бы в противовес равнодушию и скорби возникают совсем иные описания природы, которые придают происходящему совсем другой окрас:
«Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко всё оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы»
Можно заметить определенный цикл, периодичность пор года. Переход от зимнего пейзажа, к любованию весной, затем к тяжелому для крестьян летнему периоду:
«Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает»
И…плавно переходит к осени – сватовству и рекрутскому набору. Дарья страшится такого будущего, поэтому используется аллегория, а природа в своем описании несет тревожные нотки:
«Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая».
Неспокойны и воспоминания крестьянки о ночи, когда она ходила в монастырь за чудотворной иконой. Здесь природа принимает суеверное изображение, Дарья боится любого знака данного ей природой, любого животного, будь то заяц или ворон – «дрогнуло сердце опять».
Так в своих думах вдова молодая не замечает приближения Мороза-воеводы, и, к сожалению, это не сказочный Морозко, который одарит и пощадит. По всему видно, что он настроен серьезно и даже враждебно, он символизирует стихию, неподвластную человеку, от которой можно ждать лишь погибели. Так и Дарьюшка не смогла противостоять: «стояла и стыла в своем заколдованном сне...»
Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно.
Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…
» Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему.
Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев. Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг.
Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой. Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.
В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы. Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем — и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье. Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:
Придет-то весна красная, Запоют-то в лесу пташечки Загорюем-то мы, сироточки, Без родного-то батюшки!
Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:
Вытечет, вытечет за ночь Вся наша матушка-рожь… Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?..
Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания. Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания — его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца — Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями). И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:
Вести недобрые ходят в народе, Париям недолго гулять на свободе, Скоро-рекрутский набор!
Тема природы в поэме «Мороз Красный Нос»
Другие сочинения по теме:
- В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
- Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех...
- Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря....
- Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для...
- Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков — Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского...
- Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
- Тема единства человека и природы всегда волновала писателей. Художники каждой эпохи, любой страны не оставались равнодушными то ли к суровым...
- Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает...
- Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
- Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
- Приведя в канун 1941 года далекий 1913-й (в первой части), Ахматова не могла, конечно, предполагать, что и этот, сорок первый...
- В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала,...
- На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
- В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение — рассказ «Красный цветок», который стал как бы символом его жизни и...
- Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты...
- Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава...
- Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание,...
Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный нос
Тема произведения Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос” – это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях – “бабу, “матку”, “женщину русской земли”.
Такой Некрасов рисует и главную героиню – Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба – это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.
Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели – пошла даже за чудодейственной иконой.
Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: “Тепло”.
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна.
Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной.
Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»
Тема произведения Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» - это нелегкая жизнь крестьян, их радости и горести, тяжелая работа и мимолетный отдых. А самым важным для самого автора является изображение женского характера в произведении. Некрасов показывает нам русскую женщину во всех ипостасях - «бабу, «матку», «женщину русской земли».
Автор воспевает силу духа и стойкость женщин, которые, несмотря на тягости жизни, остаются и внешне красивыми, и любящими матерями, верными и нежными женами, трудолюбивыми работницами и людьми с высокими моральными ценностями. Некрасов изображает женщину с природой единую, но непокорную ей.
Такой Некрасов рисует и главную героиню - Дарью. Внешность Дарьи соединяет все представления о русской красавице. А ее судьба - это типовая доля русских женщин. Она была хранительницей очага, верной помощницей мужу, исполняла тяжелую неженскую работу и от этого погибла.
На удивление, семейную жизнь главной героини можно назвать счастливой. Муж Прокл любит ее по-своему, сдержанной и суровой любовью. Бог послал им здоровых детей, которых они вместе воспитывали и растили.
Дарья была для мужа хорошим помощником и товарищем, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтоб поднять его с постели - пошла даже за чудодейственной иконой.
Однако муж умер, Дарья оплакивала своего верного спутника, однако жизнь продолжалась, и главная героиня взвалила на свои плечи еще и мужнюю работу.
Трагичность судьбы главной героини состоит в том, что, несмотря на тягости и сопротивления судьбе, она не выжила.
Дарья до конца противостояла всем трудностям, что встречались ей на пути, не сломила ее и мистическая сила. Мороз-воевода предлагает Дарье забвение, небытие и избавление от мук в своем волшебном царстве. Однако, вспоминая свою тяжелую, но дорогую ей жизнь героиня трижды отвечает Морозу без каких-либо жалоб: «Тепло».
Некрасов восхваляет, возвышает русскую женщину, сильную, смелую. Он с уважением и благоговением относиться к русской женщине за трудолюбие, верность и душевную красоту, за умение противостоять тягостям судьбы.
Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»
Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем.
Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.
Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: «пойду, построю, задумаю, упрячу, идет, шагает, трещит».
Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям.
На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».
Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми.
Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью - все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым.
Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.
Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки.
Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а все не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.
Сочинения по темам:
Цыплаков очень много писал с натуры, стараясь показать на своих полотнах нескончаемый природный круговорот, разные времена года.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»
Тема и идея поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос»
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха.
И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
«Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта.
В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли».
Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Сочинение
Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»
Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.
Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.
Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.
В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,- все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.
Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем - и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.
Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:
* Придет-то весна красная,
* Запоют-то в лесу пташечки
* Загорюем-то мы, сироточки,
* Без родного-то батюшки!
Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:
* Вытечет, вытечет за ночь
* Вся наша матушка-рожь…
* Где же ты, Прокл Севастьяныч?
* Что пособлять не идешь?..
Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.
Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания - его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца - Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).
И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:
* Вести недобрые ходят в народе,
* Париям недолго гулять на свободе,
* Скоро-рекрутский набор!